Аннотация: ...- Итак, значит, сама данная выставка - это эвент, - констатировал очкарик. - А ваш "Мордовский час" - это перформанс. А битые кирпичи и консервные банки - это инсталляции. Но, мы слышали, у вас тут должен быть ещё какой-то хэппенинг. Правильно?
Наиболее нелепые или скучные места данного текста представляют
собой цитаты из следующих материалов:
Стенограмма заседания учёного
совета ИИИ АН СССР25 января 1959 г.
На выставке авангардной арт-группы
"Войнючки", как обычно, было безлюдно.
Кретино-активный лидер арт-группы,
современный художник Леонид по прозвищу
"Лёня Чокнутый", сидел в углу и сочинял
очередной арт-манифест
"Войнючек".Арт-манифест насчитывал уже
полдюжины пунктов типа
"Мы - арт-мастера символического
акционизма";
"Хватит копировать чужие арт-стратегии и
эксплуатировать чужие
арт-наработки";
"Мы создадим арт-активистов и вложим в них
наши арт-идеи";
"Мы начнём действовать как партизанский
арт-отряд в гражданской
освободительной арт-войне
народа против оккупационного режима";
"Мы сами станем арт-бандитами,
арт-партизанами,арт-террористами. И призываем
всех последовать нашему
арт-примеру";
"Мы уже доказали, что гражданам принадлежит
арт-право переворачивать
мусоровозки, как только им это приспичит.
Теперь наша главная задача - ещё шире
раздвинуть рамки свобод для обычного
арт-революционера. Нам нужны
художники, чтобы трансформировать искусство
в арт-политику".
Коллега Леонида по арт-группе "Войнючки",
ещё один современный художник по имени
Олег и по прозвищу "Козлёныш", позёвывая,
ходил по залу и обновлял выставленные
арт-объекты.
Почти все они представляли собой заключённые
в рамки или выложенные на подставках
арт-объедки, которые участники
арт-группы "Войнючки" собирали
на ближайших помойках.
Современный художник Олег постоянно мечтал,
чтобы какой-нибудь тупой и
внушаемый богач купил наконец за
пару-тройку миллионов долларов
- обычную цену творений Джексона
Поллока или Энди Уорхола - хотя бы
один отечественный арт-объедок.
Гулко хлопнула уличная дверь, открылась
внутренняя дверь вестибюля, и в помещение
выставки вошли двое посетителей:
широкоплечий двухметровый детина и
среднего роста очкарик.
- Скажите, это здесь происходит эвент
арт-группы "Войнючки"? -
спросил очкарик.
- Здесь, здесь, - гостеприимно
заулыбался давно скучавший по зрителям
современный художник Леонид. -
Хотите что-нибудь
посмотреть?
- Да, если можно. - Очкарик и
детина принялись с любопытством крутить
головами, приглядываясь к расставленным
по залу предметам.
- Экскурсию по нашему эвенту лучше
всего начать, - объявил современный
художник Леонид, - знакомством вот
с этим экспонатом: перед вами
инсталляция под названием "Битые кирпичи.
Арт-объект № 1".
- А кто автор данного произведения?
- поинтересовался детина,
разглядывая большую кучу грязных кирпичей.
- Автор - вся наша арт-группа,
- с гордостью произнёс современный
художник Леонид. - А вот это -
инсталляция "Битые кирпичи.
Арт-объект № 2".
Впечатляет?
- Да, очень впечатляет, -
согласился очкарик. - А можно показать
что-нибудь ещё, кроме битых
кирпичей?
- Разумеется, можно, - приглашающе
взмахнул рукой современный художник Леонид.
- Давайте пройдём вон туда, в конец
зала. Да-да, сюда. Вот это,
- Леонид указал на подвешенные к
потолку гирлянды пустых консервных банок,
- воздушная инсталляция "Трофеи из бака.
Арт-объект № 48". Можете
подёргать инсталляцию за верёвочку.
Посетители по очереди подёргали за верёвочку,
и консервные банки нестройно загремели.
- Их звон символизирует похороны старого
и прогнившего искусства, - торжественно
сообщил современный художник Леонид.
- Всего лишь символизирует? -
сочувственно переспросил очкарик. -
Значит, до реальных похорон пока далеко?
- Не так уж и далеко, -
назидательно изрёк подошедший с дальней
стороны выставки современный художник Олег:
он был в арт-группе
специалистом по замудрёным выступлениям
перед публикой. - Старое искусство со
всеми этими бездарными Леонардами,
Рафаэлями, Тицианами и прочими
мозгополоскателями всё более и более остро
нуждается в благодетельном уничтожении.
- А место старых мозгополоскателей,
как я понимаю, должны занять вы сами?
- проницательно предположил детина.
- Всё правильно, - кивнул
современный художник Леонид. -
Это главный пункт нашей
арт-программы. Публике уже
давно пора очистить мозги от застойных
стереотипов, чтобы она могла без помех
впитывать искусство
арт-революционеров.
- Простите, но где они -
арт-революционеры? -
принялся удивлённо оглядываться очкарик.
- Так это мы и есть, - с
энтузиазмом отрекомендовались современные
художники.
- Что-то я тут нигде не замечаю
особой революционности... - с
сомнением почесал нос детина.
- Давайте пройдём сюда, -
многообещающим тоном позвал современный
художник Леонид. - Всё вот это
- плакаты с мест нашего
символического акционизма.
На стене висели разнокалиберные плакаты с
надписями: "Кутькин план", "Я хочу халву
есть, я хочу на Кутьку сесть" и "Сношайся
за наследника Медвежонка".
- Ну как, не слабо? Революционно? -
заранее купаясь в лучах восхищения, наперебой
принялись выспрашивать у посетителей
современные художники.
- Знаете, что меня здесь озадачивает?
- разочарованно вздохнул детина. -
Почему у столь вроде бы радикальных
протестантов на всех их лозунгах фигурируют
сплошь малопонятные "Кутьки" и "Медвежата"?
Зачем революционерам размениваться на эти
мелочи? Может быть, всё дело в том, что
данные якобы революционеры вовсе не
сотрясатели основ, а просто сотрясатели
воздуха?
- Ну что ты, что ты, - принялся
увещевать детину очкарик. - Разве можно
о таком говорить? Нам же объяснили: это
символический акционизм...
- Да, да, - подтвердили оба
современных художника. - Вы знаете, что
наше арт-представление
"Мордовский час" признано газетой "Re:
акция" самым хулиганским перформансом?
- Газетой "Re: акция"? О, неужели самой
газетой "Re: акция"? -
преувеличенно заахал детина. - А её,
часом, не вы сами издаёте?
- Нет, её издают наши друзья, -
назидательным тоном возразил современный
художник Олег.
- Ах, вон оно что: ваши друзья...
- понимающе закивали детина и очкарик.
- Ну, это, конечно, в корне меняет
дело: тут вы не сами себя похвалили, тут
вас похвалили ваши друзья...
Современные художники довольно задрали носы.
- Итак, значит, данная выставка -
это эвент, - констатировал очкарик.
- А ваш "Мордовский час" - это
перформанс. А битые кирпичи и консервные
банки - это инсталляции. Но, мы
слышали, у вас тут должен быть ещё
какой-то хэппенинг. Правильно?
- Да, всё правильно, - не стал
отрицать современный художник Леонид.
- Этот самый хэппенинг и есть главное
произведение нашего искусства. Хотите
посмотреть?
- За тем и пришли... - пробурчал
детина.
- Что же, смотрите. - Современные
художники, давясь от хихиканья, дружно
повернулись к посетителям спинами, синхронно
сняли штаны и показали голые задницы. -
Ну что, как впечатление?
- И это всё? - в тоне детины
чувствовалось недоумение. - Сие и есть
ваше главное произведение искусства?
- Да, самое что ни на есть главное,
- современные художники с гордостью
натянули штаны и повернулись к посетителям
лицами.
- Знаете, я где-то слышал, -
детина скептически покачал головой, -
что произведением искусства может считаться
только... м-м... что-нибудь
такое, чего не в силах создать подавляющее
большинство людей. А ваш хэппенинг -
очень уж простенькое представление. Никаких
затруднений в создании ему не прибавляет
даже неприличие.
- Хм, неприличие... - с
пренебрежением фыркнул современный
художник Олег. - Да, мы в курсе, что
это ваше "подавляющее большинство людей",
серое и отсталое, сочтёт наш хэппенинг
всего лишь чем-то, нарушающим
правила приличия. Потому что у этих жалких
и косных людишек нет ни художественной
смелости, ни прочих способностей для
правильного восприятия нашего произведения
искусства. Нашего акционистского шедевра.
- Ибо на самом деле произведение
искусство - это просто то, что
создал художник, - просветил
посетителей Леонид.
- Да, да, всё верно, - поддержал
очкарик версию Олега и Леонида. -
Превращение чего-либо в
произведение искусства зависит только от
контакта с художником. Любого контакта. Вот,
например, в 1961 году
итальянский авангардист Пьеро Мандзони
сначала запаял в консервные банки
собственные экскременты, а затем продал их
любителям искусства. Эти банки имеют
надписи на четырёх языках: "Дерьмо
художника".
Леонид и Олег одобрительно заулыбались:
ушлый Мандзони был их кумиром и идейным
вдохновителем.
- Ах вот, значит, как обстоят дела?
- на лице детины опять изобразилось
деланое почтение. - Но каким же
образом можно распознать этот "контакт с
художником"? Иными словами, как
определить: кто является художником?
- Художник - это творец. То
есть тот, кто не копирует чужие
арт-стратегии и не
эксплуатирует чужие
арт-наработки, -
отбарабанил затверженную назубок
формулировку Леонид. - А кроме того,
художник - это тот, кто нашёл смелость
провозгласить себя художником и затем
действовать как таковой.
- Вы сказали "тот, кто нашёл смелость
провозгласить себя художником"? - ехидно
переспросил детина. - Похоже, подобная
якобы уникальная смелость доступна
практически каждому человеку...
- Нет-нет: провозгласить себя художником
и затем действовать как художник может далеко
не каждый, - в голосе Олега зазвучали
героические нотки. - Ибо настоящему
художнику должно быть безразлично, что́
он получит за своё творчество: всемирную
славу или уголовное наказание...
- Ребята, наверное, имеют в виду,
- сообщил детине очкарик, - что за
их рисунок гигантского фаллоса на разводном
мосту или за переворачивание милицейской
машины вполне можно было схлопотать тюремный
срок...
- Вы абсолютно правильно нас понимаете,
- кивнул современный художник Леонид.
- Поэтому попробуйте - у вас сие
должно получиться - подойти к нашему
хэппенингу не как к асоциальному действу, а
как к произведению высокого искусства.
Настройтесь на адекватную волну: неужели вы
встречали на других художественных выставках
что-либо подобное? Неужели не
очевидно, что наша
арт-наработка совершенно уникальна?
- Да-да, к феномену хэппенинга никак
нельзя подходить с обычными мерками, -
опять поддержал современных художников
очкарик. - К сожалению, мало кто
способен в полном объёме воспринимать
шедевры провокативного реализма... Именно
поэтому, как я понимаю, зрители и не рвутся
посетить данный эвент...
- Что поделать: такова уж участь всех
мастеров, опередивших своё время, - с
удовольствием поддакнул очкарику, походя
подбросившему новенькое словосочетание
- "провокативный реализм" -
современный художник Олег.
- Ах, какие это, наверное, страдания,
что вы прозябаете в почти полной
безвестности, - посочувствовал очкарик
современным художникам.
- Прозябать в безвестности при жизни
- это удел вообще всех гениев, -
великомученически вздохнул современный
художник Леонид. - Нас оценят, увы,
только после смерти...
- Вы что, на полном серьёзе считаете
себя гениями? - изумился детина.
- А разве не заметно, с какой мощью и
решительностью мы раздвинули границы
человеческих представлений об искусстве?
- обиженно спросил современный
художник Олег. - Такая задача по
плечу только гениям...
- Да-да, от вашего раздвигания границ
искусство трещит уже по всем швам, -
опять польстил современным художникам
очкарик. - Кстати, ты же сам, -
обратился очкарик к детине, -
упрекнул их хэппенинг за простоту. А ведь,
как известно, всё гениальное -
просто...
- Тогда самое гениальное, -
язвительно скривился детина, - это
объявить выставкой пустое помещение, а её
экспонатами - самих посетителей.
Появляется посетитель - возникает
произведение искусства. Это можно назвать
"Выставка зрителей". А ещё можно
наставить везде зеркала, чтобы посетители
в них смотрелись, и назвать "Выставка
идиотов".
- А если устроители выставки не
ограничивают размер произведения, -
подхватил мысль детины очкарик, -
то его можно объявить бесконечно
маленьким или бесконечно большим. С
бесконечно большими деталями. И,
соответственно, проводить затем выставки
невоспринимаемых шедевров.
Невоспринимаемых по причине их
экстремальных размеров.
- Либо из-за их идеальной
прозрачности. То есть невидимости, -
предложил детина. - Впрочем, можно
обойтись без экстремальности размеров и
предъявлять произведения, например, в виде
куска пространства - типа пустоты в
ведре. Кстати, такой предмет искусства будет
очень удобно таскать по выставкам, размножая
и присваивая очередные номера, а главное
- его будет удобно продавать, зашибать
бабло...
- Ну нет, твоя пустота в ведре -
это почти повторение пустого зала для
посетителей, - заспорил очкарик. -
А настоящий продукт творца должен быть
максимально неповторимым. Именно поэтому
люди, что рисуют горы картин в так
называемом "своём неповторимом стиле", на
самом деле вовсе не художники, не творцы. А
всего лишь однообразные повторюшки.
Ремесленники.
- Ладно, согласен, - покладисто
кивнул детина. - Тогда предлагаю
представить публике в качестве произведения
искусства всю Солнечную систему. Или даже
всю Вселенную.
- По-моему, имеет смысл вообще проверить
вменяемость публики и на полном серьёзе
предъявить ей произведение искусства типа
нового платья короля, - хихикнул очкарик.
- Его можно демонстрировать, например, в
форме развешанных на стендах пустых плечиков
для одежды...
- Но здесь, как можно видеть, -
детина сочувственно обвёл авангардистскую
выставку рукой, - до этих идеалов
гениальности как максимальной простоты пока,
на мой взгляд, всё же далековато...
Неравнодушие двух посетителей к забытой всеми
выставке было столь явным и неподдельным, что
их личности наконец вызвали у современных
художников встречную заинтересованность.
- Ребята, а вы сами кто такие? -
спросил современный художник Леонид. -
Чем занимаетесь?
- Я - мелкий хулиган, -
хмуро прогудел детина. - Выражаюсь
нецензурно, угрожаю расправой. Обычно вон
ему. - Детина кивнул на очкарика.
- Выражаетесь нецензурно? -
Современные художники понимающе
улыбнулись, демонстрируя, что оценили
юмор детины. Они ведь и сами были
хулиганами.
- А я, как и вы, современный
художник: использую его, - очкарик
показал на мелкого хулигана, - для
создания произведений искусства.
- И что же собой представляют ваши
произведения искусства? - проявили
Леонид и Олег профессиональный интерес.
- Это, как и у вас, хэппенинги, -
ответил очкарик. - Хэппенинги нашей
арт-группы "Козья ностра".
- "Козья ностра"? - поднял брови
Леонид. - Олег, ты знаешь такую
арт-группу?
- Нет, в первый раз слышу, -
помотал головой Олег и обратился к
очкарику: - Эта ваша... как бишь её...
э-э... "Козья ностра" -
она, наверное, совсем недавно образовалась?
- Да-да, совсем недавно, - кивнул
очкарик. - И пока наша
арт-группа,в
общем-то, невелика: человек
пятнадцать, не больше. Но зато у нас все как
на подбор: типа вон его, - очкарик
показал на детину.
- Мы-то пришли к вам вроде как на
разведку, - хмуро сообщил современным
художникам детина. - Чтобы теперь
рассказать про эту выставку остальным нашим
ребятам. Их тут, наверное, многое
впечатлит. Завтра все сюда придём.
- А ваш хэппенинг завтра покажете?
- спросил Леонид. - Кстати, он у
вас как - нравится публике?
- Очень, очень нравится, - с
гордостью заулыбался очкарик. - Да мы
этот хэппенинг можем и прямо сейчас
показать...
- Прямо сейчас? Ну тогда показывайте,
конечно, - приглашающе кивнул Олег.
- Вам для антуража что-нибудь
потребуется?
- О, совсем немногое: просто
продемонстрируйте, пожалуйста, ещё раз ваш
замечательный хэппенинг, - попросил
очкарик. - Понимаете, обстановкой для
нашего хэппенинга всегда являются именно
чужие произведения искусства...
- Нет проблем, один момент... -
Современные художники опять дружно повернулись
к посетителям задницами и опять синхронно
сняли штаны.
- Ну как? - не поворачиваясь,
спросил Леонид.
- Просто классно, - сообщил детина
и дал Леониду по заднице такого пинка, что
современный художник пролетел пару метров
вперёд и плашмя шлёпнулся на пол.
- Вы что, совсем ох...ли ? -
завопил Леонид с пола.
- Ты разве ещё не понял, что выражаться
нецензурно - это моя прерогатива?
- недобро надвинулся на Леонида мелкий
хулиган.
- Коллеги, - миролюбиво обратился
к современным художникам очкарик, - то,
с чем вы сейчас столкнулись - это ведь
тоже не что иное, как хэппенинг. Поэтому
попробуйте - у вас сие должно
получиться - подойти к нашему
хэппенингу не как к асоциальному действу, а
как к произведению высокого искусства.
Настройтесь на адекватную волну: неужели вы
встречали на других художественных выставках
что-либо подобное? Неужели не
очевидно, что наша арт-наработка
совершенно уникальна?
- Да вы понимаете, что переходите все
границы? - истошно завизжал современный
художник Леонид. - Вы знаете, что вам
за это могут впаять срок?
- Да-да, всё верно, - согласился
очкарик, - мы так же, как и вы,
переходим прежние границы искусства. Правы
вы и в том, что нам за это вполне могут дать
тюремный срок. Но ведь мы, равно как и вы,
современные художники. А современным
художникам, как известно, всё равно, за
что получать уголовное наказание: за
рисунок гигантского члена на разводном
мосту, за переворачивание милицейских машин
или за рукоприкладство к произведениям
искусства. Вы же, ребята,
как-никак гении, великие
художники. И потому, прикладывая наши руки
и ноги к вам, мы тоже создаём великое
искусство. Наш хэппенинг носит название...
э-э... "Мордоворотский час".
Пока очкарик разглагольствовал, современный
художник Олег потихоньку вытащил железный
прут из ближайшей инсталляции "Битые кирпичи
плюс гнутая арматура.
Арт-объект № 18" и,
спрятав его за спину, подкрался к детине
сзади.
Но тот был наготове. И едва только
современный художник Олег с максимального
замаха разогнал прут, чтобы нанести им
удар, детина ловко увернулся от
просвистевшего мимо его головы прута и
зубодробительным хуком по челюсти отправил
Олега падать в отключку - прямо в
инсталляцию "Находки на помойке.
Арт-объект № 15".
Оставшись стоять в одиночестве,
современный художник Леонид совсем
занервничал.
- Сейчас же прекратите хулиганить,
- дрожащим голосом проблеял он. -
А то вас... милиция... - тут Леонид
вспомнил, что совсем недавно сам всячески
донимал терпеливую милицию, и докончил:
- А то вас накажут... по всей
строгости закона...
- Слушай-ка, - раздумчиво
обратился детина к очкарику, словно
спохватившись, - а нам, пожалуй, и
впрямь лучше действовать поосторожнее.
Понимаешь, есть такая штука: если бить
современного художника кирпичом по голове,
то это пройдёт по третьей, по самой тяжёлой
части статьи "Уголовного кодекса" про
хулиганство - потому что кирпич
является орудием преступления. А вот если
бить современного художника с размаху
головой о пол, то сие будет проходить
уже только по второй части той же статьи.
Ибо это менее опасное деяние: ведь в нём
нет применения орудия...
Детина засучил рукава, схватил Леонида
поперёк туловища, перевернул вверх
ногами и поднял повыше, чтобы со всего
маху воткнуть головой в пол.
- Подождите, подождите, -
истошно завизжал перевёрнутый Леонид, до
которого что-то начало
доходить. - Не бейте, не бейте меня.
Никакой я не современный художник, я
просто дурью маюсь...
- Дурью маешься? - переспросил
детина. - Так ты, значит, просто
придурок? Правильно я говорю?
- Да, правильно... - захныкал
Леонид.
- Ай, какая незадача... - Детина,
на лице которого появилась расстроенная
гримаса, нехотя перевернул Леонида обратно
на ноги. - Опять у нас, значит,
прокол вышел... А мы ведь так любим
создавать произведения современного
искусства... Как бишь они у нас
называются? А, ну да: хэппенинги...
- Представляете, - тоже пожаловался
Леониду очкарик, - в поисках мест для
проведения новых хэппенингов нам всё время
приходится переезжать из города в город...
Да, из города в город...
- А почему из города в город? -
тупо спросил Леонид.
- Дело, увы, в том, что ни на одной
выставке современного искусства, - с
печалью сообщил очкарик, - нам пока ни
разу не удавалось провести больше одного
хэппенинга...
- Потому что все художники сразу
сворачивают свои выставки? - догадался
Леонид.
- Какие ещё художники, придурок? -
грозно пробасил детина и дал Леониду
здоровенный подзатыльник. - Не забывайся,
а то опять придётся приводить тебя в чувство...
- Ну ладно, на сегодня с вас, с придурков,
пожалуй, хватит, - незлобиво кивнул
очкарик. - Мы, стало быть, пока уходим. А
вы, придурки, начинайте готовиться к следующему
нашему визиту. Но только мы придём уже не
вдвоём. Нас будет намного больше. Ещё и публику
пригласим. Для поддержки. Кстати, я говорил вам,
что наши хэппенинги публике ужасно нравятся?